Тел. (812) 313-05-30

194021, Санкт-Петербург, ул. Шателена, дом 26А БЦ "Ренессанс", 8-й этаж.
Эл. почта: arsagera@arsagera.ru

Мысли вслух о дефолтах

За последний год российский рынок корпоративных облигаций столкнулся со шквалом дефолтов. Сильнее всего это затронуло облигации «второго эшелона». Количество дефолтов и просроченных оферт по досрочному выкупу облигаций составляет 323 из 702 выпусков, обращающихся на российском фондовом рынке. Владельцы облигаций несут колоссальные потери. В очень сложном положении оказались ПИФы, которые вкладывали деньги в облигации. Однако, этот материал о другом. Здесь описывается интересная ситуация, которая сложилась в ПИФах. 

Все базируется на новых правилах учета дефолтных облигаций. Эти правила установлены ФСФР для ПИФов и недавно в них были внесены существенные изменения. Эти изменения и создают странные возможности для заработка одних за счет других.

Как было раньше? До внесения изменений учет стоимости облигаций в ПИФе осуществлялся так:

  • До наступления даты погашения облигации учитывались по «признаваемым котировкам». То есть по сути - по рыночной стоимости. Так как до наступления дефолта участники уже знали о проблемах должника, стоимость облигаций была не высока: 10-15% от номинала, иногда больше. Все зависело от вероятности погашения.
  • Когда наступала дата погашения, облигации переоценивались - до номинала. То есть стоимость облигации на балансе ПИФа вырастала в разы. Просто из-за особенностей законодательства. Само собой это приводило и к росту стоимости пая. Хотя никаких денег по факту ПИФ не получал. Если в этот момент пайщик осуществлял погашение паев, то ему выплачивались деньги по явно завышенной расчетной цене, но делалось это за счет продажи других активов - то есть за счет оставшихся пайщиков. При этом для оставшихся в ПИФе пайщиков оставалось меньше хороших активов и увеличивалась доля дефолтных. Ситуация явно несправедливая.
  • По номиналу дефолтные облигации учитывались в течение 1 месяца, после чего их стоимость уменьшалась на 30% от номинала. То есть облигация, цена которой была 10-15% до фактической даты дефолта, в момент дефолта начинала формально стоить 100%, а через месяц 70%. Затем в течение 3 лет происходило плавное списание ее стоимости. Ее оценка уменьшалась со скоростью 30% в год.
Все это ужасно несправедливо по отношению к пайщикам, которые продолжают оставаться в фонде. Потому что уходящие из фонда автоматически ухудшали качество остающегося имущества.
ФСФР внесла изменения, нацеленные на то чтобы исключить эту несправедливость.
Сейчас:
  • До наступления даты погашения облигации учитываются по «признаваемым котировкам», то есть по рыночной стоимости.
  • Когда наступает дата погашения, а облигации не гасятся - они продолжают учитываться по последней признаваемой котировке в течение 7 дней. Не по номиналу, как раньше, а по последней рыночной цене. То есть не происходит необоснованного скачка цены.
  • По прошествии 7 дней, списывается 30% от стоимости по признаваемой котировке, то есть от последней цены. А значит опять нет необоснованного завышения цены.
  • Ну, а потом оставшиеся 70% от стоимости по признаваемой котировке списываются до нуля со скоростью 3% в день от этой самой признаваемой котировки - то есть за 23 дня (а не за 3 года - как раньше).
Теперь возникает другая несправедливость. И вот почему:
Новые правила вступили в силу 27 августа 2009 года, а через месяц, то есть 27 сентября, все дефолтные облигации, которые числились в портфелях ПИФов по 100% - 70% или около того (в зависимости от давности дефолта), спишутся в ноль. Это приведет к снижению стоимости паев. Сильнее всего это коснется облигационных фондов и фондов смешанных инвестиций с большой долей дефолтных облигаций.
Если отследить изменение цены паев в течение ближайшего месяца, то чем больше их снижение относительно рынка, тем больше, скорее всего, дефолтных бумаг находится в активах.
Если купить паи этих фондов после 27 сентября, то фактически за дефолтные облигации пайщик платить не будет. При этом сами облигации в портфеле останутся, что, несомненно, будет ему на руку, если какие-то из них погасятся. Однако даже если никто из «дефолтников» ничего не погасит, в фонде останутся те активы, которые он изначально покупал.
Вот такая интересная картина получается...

Комментарии

Все комментарии (14)

Олег Кузнецов 2009-10-26 в 19:17  

Вы согласны, что Ваши победы не являются результатом несовершенства судебной системы. Я Вас правильно понял?

Какую систему Вы имеете ввиду???

Анекдот от Игоря Виттеля: »…тут не кран, тут всю систему менять надо» (С)

Евгений Чистилин 2009-10-26 в 19:16  

Совершенно верно. Именно это и есть несовершенство системы.

Евгений Чистилин 2009-10-26 в 19:15  

Совершенно верно. Именно это и есть несовершенство системы.

Олег Кузнецов 2009-10-26 в 19:14  

Уважаемый Евгений,

Совершенно не исключаю того, что я могу ошибаться. Более того, я это периодически делаю :)
»одна из первых подала в суд«-подала в суд на кого?
Ситуация с МОИТК мне весьма интересна так как она является показательной, буду Вам весьма признателен если будете держать в курсе и расскажете о результатах.
С победами поздравляю! Вы же, надеюсь, не будете утверждать, что эти победы результат несовершенства судебной системы? К сожалению, денег от некоторых из этих эмитентов по исп. листам Вы вряд ли получите… Однако это уже совсем другая история.

Евгений Чистилин 2009-10-26 в 19:14  

Олег, ошибаетесь, наша компания одна из первых подала в суд. Дело пока рассматривается, если интересно, о результатах расскажу позже.
Мы уже выиграли иски к таким дефолтникам, как Держава-Финанс, Матрица, Белый Фрегат, Еврокоммерц, Волжская текстильная компания

Олег Кузнецов 2009-10-26 в 19:12  

Всем известное международное рейтинговое агентство присвоило рейтинг надежности ААА всем известному инвестиционному банку, всем известному фонду и всем известной компании и все знают эти истории…Вывод- та судебная система тоже не совершенна? Где логика?
По сути поручительства-по сути возможно, однако по форме нет. На своем горьком опыте знаю как порой легко принять желаемое за действительное, особенно когда это сулит прибыль.

Юридически поручительства нет-кто это установил? Суд, какой-покажите решение?
Не слышал чтобы кто-то написал заявление на МОИТК в СК при МВД (проверить на составы по ст. 159, 176 и 196 УК) или попытался подать иск в суд на Московскую область. Если кто-то не защищает свои права и, в частности, отказывается от права на обращение в суд при чем здесь судебная система???

Евгений Чистилин 2009-10-26 в 19:11  

По поводу МОИТК: Всем известное международное рейтинговое агентство присвоило им рейтинг надежности на основании комфортного письма Правительства Московской области (по сути — поручительства), благодаря чему многие управляющие купили эту бумагу. А теперь Московская область открестилась от своих гарантий. Юридически поручительства нет. И именно несовершенство судебной системы теперь создает нам сложности.

Олег Кузнецов 2009-10-26 в 19:11  

Не к управляющим, а к кому? Наша и любая другая судебная система в принципе несовершенна, хотя бы потому, что создана несовершенными людьми.
Управляющие что на Луне живут и не знают законов и какая у нас судебная система?
Каким несовершенством законодательства оправдать покупку таких »бриллиантов» как МОИТК, Белон-финанс, ГАЗ-финанс и.т.д и т.п.?
Можно еще хоть как-то оправдать управляющих тем, что действительно хороших бумаг было очень мало и стоили они из-за этого неоправданно дорого, а размещать средства надо было. В результате кто хотел разместить средства их »разместил» и судебная система тут не при чем.

Виктория Таривердиева 2009-10-26 в 19:10  

Претензии к управляющим не совсем обоснованы. Проблема не в том, что в портфель набрали бумаг, по которым пошли в дальнейшем дефолты (в результате кризиса), а в несовершенстве судебной системы, не способной обеспечить возврат законных долгов. А это уже не к управляющим. Многие добросовестные заемщики из-за кризиса перешли в иную категорию: кто-то в реальности столкнулся с проблемами, а кто-то использовал возникшую ситуацию. О репутационных рисках в таких ситуациях думают меньше всего.

Олег Кузнецов 2009-10-26 в 19:09  

Фонды-то очищены, а вот очищены ли УК от тех самых управляющих, после которых надо было очищать фонды?
Не уверен :)

Виктория Таривердиева 2009-10-26 в 19:09  

Известная тема, некоторые продвинутые пайщики этим с успехом пользовались. Если проследить стоимость паев в ряде облигационных фондов после вступления в силу изменений, то у многих произошли резкие обвалы. Теперь фонды очищены и стоимость паев справедлива. Так что теперь это вполне реальный инструмент для консервативной стратегии в противовес депозитам с вариантами доходности на уровне 12—18 процентов годовых.

Олег Кузнецов 2009-10-26 в 19:08  

Вы тонко намекаете, что пора покупать паи ПИФов, управляющие которых в свое время покупали джанк?

Манассия Ефремов 2009-10-26 в 19:08  

Интерееесная математика. Путин же в Давосе призвал списать все плохие долги, вот и списывайте :-) за 23 дня :-) вместо 3 лет. :-) А с »активами» еще и поработать можно :-)

Re: Мысли вслух о дефолтах 2009-09-16 в 21:23  

Очень интересная информация! В некоторые ПИФы облигаций можно иногда очень выгодно вложиться, только вот момент для входа простому человеку подобрать будет сложнова-то... много информации нужно перерабатывать.


Имя:
Комментарий:




Версия для печати


Комментарии

Все комментарии (14)

Олег Кузнецов 2009-10-26 в 19:17  

Вы согласны, что Ваши победы не являются результатом несовершенства судебной системы. Я Вас правильно понял?

Какую систему Вы имеете ввиду???

Анекдот от Игоря Виттеля: »…тут не кран, тут всю систему менять надо» (С)

Евгений Чистилин 2009-10-26 в 19:16  

Совершенно верно. Именно это и есть несовершенство системы.

Евгений Чистилин 2009-10-26 в 19:15  

Совершенно верно. Именно это и есть несовершенство системы.

Олег Кузнецов 2009-10-26 в 19:14  

Уважаемый Евгений,

Совершенно не исключаю того, что я могу ошибаться. Более того, я это периодически делаю :)
»одна из первых подала в суд«-подала в суд на кого?
Ситуация с МОИТК мне весьма интересна так как она является показательной, буду Вам весьма признателен если будете держать в курсе и расскажете о результатах.
С победами поздравляю! Вы же, надеюсь, не будете утверждать, что эти победы результат несовершенства судебной системы? К сожалению, денег от некоторых из этих эмитентов по исп. листам Вы вряд ли получите… Однако это уже совсем другая история.

Евгений Чистилин 2009-10-26 в 19:14  

Олег, ошибаетесь, наша компания одна из первых подала в суд. Дело пока рассматривается, если интересно, о результатах расскажу позже.
Мы уже выиграли иски к таким дефолтникам, как Держава-Финанс, Матрица, Белый Фрегат, Еврокоммерц, Волжская текстильная компания

Олег Кузнецов 2009-10-26 в 19:12  

Всем известное международное рейтинговое агентство присвоило рейтинг надежности ААА всем известному инвестиционному банку, всем известному фонду и всем известной компании и все знают эти истории…Вывод- та судебная система тоже не совершенна? Где логика?
По сути поручительства-по сути возможно, однако по форме нет. На своем горьком опыте знаю как порой легко принять желаемое за действительное, особенно когда это сулит прибыль.

Юридически поручительства нет-кто это установил? Суд, какой-покажите решение?
Не слышал чтобы кто-то написал заявление на МОИТК в СК при МВД (проверить на составы по ст. 159, 176 и 196 УК) или попытался подать иск в суд на Московскую область. Если кто-то не защищает свои права и, в частности, отказывается от права на обращение в суд при чем здесь судебная система???

Евгений Чистилин 2009-10-26 в 19:11  

По поводу МОИТК: Всем известное международное рейтинговое агентство присвоило им рейтинг надежности на основании комфортного письма Правительства Московской области (по сути — поручительства), благодаря чему многие управляющие купили эту бумагу. А теперь Московская область открестилась от своих гарантий. Юридически поручительства нет. И именно несовершенство судебной системы теперь создает нам сложности.

Олег Кузнецов 2009-10-26 в 19:11  

Не к управляющим, а к кому? Наша и любая другая судебная система в принципе несовершенна, хотя бы потому, что создана несовершенными людьми.
Управляющие что на Луне живут и не знают законов и какая у нас судебная система?
Каким несовершенством законодательства оправдать покупку таких »бриллиантов» как МОИТК, Белон-финанс, ГАЗ-финанс и.т.д и т.п.?
Можно еще хоть как-то оправдать управляющих тем, что действительно хороших бумаг было очень мало и стоили они из-за этого неоправданно дорого, а размещать средства надо было. В результате кто хотел разместить средства их »разместил» и судебная система тут не при чем.

Виктория Таривердиева 2009-10-26 в 19:10  

Претензии к управляющим не совсем обоснованы. Проблема не в том, что в портфель набрали бумаг, по которым пошли в дальнейшем дефолты (в результате кризиса), а в несовершенстве судебной системы, не способной обеспечить возврат законных долгов. А это уже не к управляющим. Многие добросовестные заемщики из-за кризиса перешли в иную категорию: кто-то в реальности столкнулся с проблемами, а кто-то использовал возникшую ситуацию. О репутационных рисках в таких ситуациях думают меньше всего.

Олег Кузнецов 2009-10-26 в 19:09  

Фонды-то очищены, а вот очищены ли УК от тех самых управляющих, после которых надо было очищать фонды?
Не уверен :)

Виктория Таривердиева 2009-10-26 в 19:09  

Известная тема, некоторые продвинутые пайщики этим с успехом пользовались. Если проследить стоимость паев в ряде облигационных фондов после вступления в силу изменений, то у многих произошли резкие обвалы. Теперь фонды очищены и стоимость паев справедлива. Так что теперь это вполне реальный инструмент для консервативной стратегии в противовес депозитам с вариантами доходности на уровне 12—18 процентов годовых.

Олег Кузнецов 2009-10-26 в 19:08  

Вы тонко намекаете, что пора покупать паи ПИФов, управляющие которых в свое время покупали джанк?

Манассия Ефремов 2009-10-26 в 19:08  

Интерееесная математика. Путин же в Давосе призвал списать все плохие долги, вот и списывайте :-) за 23 дня :-) вместо 3 лет. :-) А с »активами» еще и поработать можно :-)

Re: Мысли вслух о дефолтах 2009-09-16 в 21:23  

Очень интересная информация! В некоторые ПИФы облигаций можно иногда очень выгодно вложиться, только вот момент для входа простому человеку подобрать будет сложнова-то... много информации нужно перерабатывать.


Имя:
Комментарий:



2008Дизайн и разработка
Разработка сайтов
Продвижение оптимизация (SEO)
Реклама в Интернете